В последнее время развитию детского самоуправления стало уделяться большое
внимание. Развитие системы самоуправления в детском доме имеет большее значение,
чем в любом другом учреждении.
Курочкина Надежда Игоревна
воспитатель I квалификационной категории
ГБОУ коррекционного детского дома № 2,
г. Москвы
Социальное взаимодействие в рамках детского самоуправления.
В последнее время развитию детского самоуправления стало уделяться большое внимание. Развитие системы самоуправления в детском доме имеет большее значение, чем в любом другом учреждении. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, очень быстро привыкают к постоянной заботе, воспринимают её как должное, что приводит к формированию иждивенческой позиции. Работа самоуправления дает им возможность почувствовать себя в роли хозяина, творца своей жизни, что необходимо и полезно для будущей успешной социализации в обществе, для формирования содержательно-продуктивного общения в рамках тех или иных социальных ролей.
В условиях нашего детского дома, когда количество детей варьируется в пределах 60 человек, возникает проблема выбора актива самоуправления. «Новички», которых выбирают в актив, как правило, не имеют организаторских способностей, коммуникативных навыков, обладают заниженной или завышенной самооценкой.
Основными задачами педагогического сопровождения детского самоуправления в детском доме является обучение актива навыкам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, самоорганизации и проектирования собственной деятельности, формирование социально-нравственной позиции; выработка у детей партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков.
Для выявления актива были выбраны следующие четыре критерия:
Самоуправление, по сути, сокращенное словосочетание «самостоятельное управление». Насколько самостоятельны дети, которые сами ничего не решают, а лишь организуют то, что им подсказывают педагоги? А могут ли дети сами принимать все решения без их помощи? Эти вопросы всегда возникают, когда вместе с педагогами мы пытаемся разобраться в сути детского самоуправления.
Детское самоуправление - одна из форм организации жизнедеятельности детей, которую можно классифицировать по тому, кто является субъектом этой организации, если коллективом управляет только педагог без какого- либо привлечения детей, то речь идет об авторитарной форме управления коллективом, если же сами учащиеся решают проблемы, то такую форму организации можно назвать демократической.
Самоуправление в детском коллективе возникает только когда имеется общая цель в группе детей, имеющая значимость не только для этой группы, но и более или менее выраженную социальную направленность.
Таким образом, мы можем определить детское самоуправление как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей.
Развитие самостоятельности – это поэтапная передача детям прав и обязанностей по мере развития детского коллектива и формирования готовности лидеров. Принятие и реализация управленческих решений - обязательный признак развивающегося самоуправления. Наличие групповых целей деятельности способствует объединению детей на основе объединения их интересов.
Детское самоуправление развивалось издавна, с появления в мире первых ростков демократии. В сочинениях Руссо, Песталоцци, Фурье, Фихте говорилось о необходимости нового взгляда на детское самоуправление.
О развитии детского самоуправления можно найти в трудах П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого Идея детского самоуправления не была чужда советской педагогике и практике, однако реализация этой идеи ограничивалось идеалистическими рамками.
Выдающиеся педагог А.С.Макаренко в основе системы самоуправления видел социально значимую деятельность детей, конкретные дела, постоянное расширение сферы деятельности органов детского самоуправления.
Лидерство, лидерские качества – важный аспект воспитанников уже в дошкольном возрасте. Их сильное качество - умение ставить собственные цели и привлечь других детей к выполнению этих целей. Именно такая мотивация и легла в основу создания детского самоуправления. Ведь главная цель такого объединения - исходя из особенностей воспитательной работы, предусматривающей через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, идти к своей карьере в жизни, оставаясь при этом высоко нравственным человеком.
Для того чтобы стимулировать
у воспитанников стремление к самостоятельности и самовоспитанию, пробудить в них чувство ответственности, желание анализировать и планировать свои поступки, чувство причастности к общему делу, без чего невозможно формирование гражданской позиции, мы организовали в своем коллективе детское самоуправление. В основу были положены идеи известного польского писателя, врача и педагога Януша Корчака об абсолютной ценности детства, о важнейшем принципе системы воспитания в детском доме - уважении личности и прав ребенка и доверии к нему. По мнению Корчака, все дети обладают следующими правами, которые взрослые должны безоговорочно признавать: право ребенка на уважение его незнания и труда познания, его неудач и слез, тайн и отклонений тяжелой работы роста, текущего часа и сегодняшнего дня, усилий и доверчивости; право ребенка быть тем, кто он есть; право на участие в рассуждениях о нем и приговорах, на внимательное отношение к его проблемам, на высказывание своих мыслей, на самостоятельную организацию своей жизни, на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на протест, на ошибку, на тайну, на движение, на собственность, на игру. Не случайно одну из важнейших задач разумного воспитания он видел в развитии в детях стремления к самовоспитанию, в привитии навыков самопознания, самообладания и самостоятельности. При создании воспитательной системы Корчака волновала, прежде всего, проблема самочувствия ребенка в детском обществе и тесно связанная с ней проблема установления правильных взаимоотношений воспитателей и детей. Именно заботой об обеспечении хорошего самочувствия ребенка, а также желанием воспитать активную и самостоятельную личность, и была продиктована организация жизни детей на основе самоуправления. С ноября 2007 года в нашем Детском доме начал свою работу Совет воспитанников (СВ) – выборный орган детского самоуправления, Положение о котором было разработано в начале прошлого учебного года и принято на Педагогическом совете.
Целью деятельности Совета воспитанников является реализация права воспитанников на участие в управлении образовательным учреждением, а именно:
-представление интересов воспитанников в процессе управления Детским домом;
-поддержка и развитие инициатив воспитанников в жизни Детского дома;
-защита прав воспитанников.
Один раз в месяц СВ под руководством воспитателя проводит общее собрание воспитанников, на котором присутствуют другие педагоги и представители администрации. По сложившейся уже традиции, собрание начинается Гимном Москвы, который сопровождается красочной презентацией о Москве, что на наш взгляд имеет важное воспитательное значение. На собрании дети с помощью педагогов обсуждают проведенные за прошедший месяц мероприятия, анализируют результаты, планируют деятельность на следующий месяц.
Воспитанники, конечно, не могут быстро научиться целеустремленному руководству своей жизнью. Сейчас мы можем говорить только о первых впечатлениях от работы по детскому самоуправлению. Со стороны педагогов это, конечно дополнительная нагрузка. Как писал Януш Корчак, самоуправление детей - это результат сложной и длительной деятельности педагогов. «Самоуправление требует больше внимания, больше усилия, больше времени от воспитателя, углубляет и оживляет, но в то же время и усложняет надолго его труд». Только коллектив единомышленников и профессионалов может ставить перед собой такие сложные задачи и успешно их решать. Дети же радуют нас началом формирования своей позиции и проявлением инициатив.
В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных со своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени; учением как преобладающим видом деятельности школьника; ситуацией лидерства (формальное/неформальное, временное/постоянное, одно/разновозрастная группа); заданностью отношений с педагогами.
В ходе личностного продвижения в позицию лидера необходимо поэтапное прохождение фаз:
- личностное определение (позиционное и деятельностное);
- проблематизация в позиции лидера (какую проблему будет решать лидер);
- построение программы личностного продвижения;
- овладение необходимыми социальными и коммуникативными навыками.
Для возникновения и существования лидерства необходимо обеспечить совпадение двух его сторон, связанных с двоякостью природы лидерства. С одной стороны, потребность детского сообщества в разнообразных лидерах, с другой – личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении. При совпадении формируется лидерская позиция ребенка, появляется эффективный лидер. При несовпадении – появляется формальный лидер, либо разрушается система лидерства.
Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, под которой подразумевается педагогическая организация мотивообразующих условий деятельности, направленная на включение личности в социально-значимые отношения с позиции лидера (Л.А. Уманский, В.В. Рогачев, И.И. Тимонин). Компоненты педагогического стимулирования лидерства могут быть непосредственными и опосредованными:
1. Диагностический компонент. Предполагается, что личность принимает, осознает и интериоризирует позицию лидерства. Поэтому педагог, вожатый должен обеспечить для подростка формирование определенного комплекса знаний о себе, других, психологии отношений (здесь очень уместны различные тесты, тренинги и т.п.).
2. Эмоциональный компонент. Деятельность педагога, вожатого направлена на воздействие на чувства подростка с целью пробуждения переживания самоутверждения, социальной ответственности, гражданского долга и приведения в действие волевых механизмов личности.
3. Перцептивно-групповой механизм. Воздействие педагога на личность через корректировку межличностных отношений в группах различных уровней развития. Результатом может быть изменение цели, формы, средств общения.
4. Деятельностный компонент – включенность подростков в различные виды деятельности, позволяющие проявляться лидерским наклонностям личности, реализовать ее лидерский потенциал. Средствами являются деловые игры, тренинги, биржи идей, практические занятия, организаторская деятельность.
Таким образом, в детском доме мы постарались создать следующие педагогические условия для формирования лидерства и развития актива в детском коллективе:
1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.
2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.
4. Формирование команды воспитанников, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.
5. Личность воспитателя который:
-помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности;
-выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи;
-стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого;
-наконец, для формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др.
Таким образом, социальное взаимодействие в системе «воспитатель – актив воспитанников» в рамках детского самоуправления определенно дает положительные результаты:
-
Воспитанники начали принимать осознанное участие в организации своей жизнедеятельности, планировать и анализировать свои действия, стали социально активны;
-
Педагоги получили «обратную связь», научились обсуждать с детьми организацию предстоящих мероприятий в системе партнерских взаимоотношений;
-
Участие воспитанников в соревнованиях и конкурсах различных уровней и направлений стало более успешным, т.к. дети научились взаимодействовать в команде, правильно формировать актив и распределять роли;
-
Формирование положительной «Я-концепции» детей, входящих в Совет воспитанников – залог их успешной социализации.
Литература:
-
Лидер./ Под ред. Рожкова М.И., – М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992, 76 с.
-
Валеева Р.А.. Детские дома Януша Корчака// Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня. - М., 1998
-
Чернышов А.С., Белянский Ю.В., Лунев Ю.А. и др. Программа молодежных лидеров и социально-психологической помощи подросткам и юношам, – Курск, 1994, 54 с.
-
Манухин В.П. Самоуправление в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие. – М,: АРКТИ, 2005
-
Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. — СПб.: ДНК, 2003. — С. 531