Пока родители внимательно изучают процентные ставки по вкладам в разных банках, их дети грызут гранит науки в школах. А многие родители задумываются о том, что именно «грызет» их ребенок? Пожалуй, дальше всех в этом вопрос пошла Великобритания. Судите сами: большинство предметов в английских школах ученики изучают по собственному выбору и, естественно, сдают экзамены по выбранным предметам. Театр, драматургия и танцы, история искусств и геология – нашим школьникам такие предметы кажутся «экзотическими», а для англичан они вполне естественны.
Отправимся в Новую Зеландию. Да, здесь тоже учат математику, историю и языки, но в школьную программу новозеландских учеников также входит дизайн, журналистика и радиоэлектроника. Мало того, их с самого детства учат правильно обращаться с деньгами (согласитесь, важное качество в наше время). Пусть их не учат, как делать ставки по депозитам в банках, зато школьники осваивают бухгалтерский учет.
Во многих школах США введен предмет «научные открытия». Каждому ученику в рамках отдельной дисциплины дается домашнее задание – сделать открытие (даже если оно будет выглядеть примитивным). Как правило, такое задание длится целый год, в конце которого ученик должен выступить перед одноклассниками, рассказать о сделанном открытии и научно его обосновать. Для тринадцатилетнего мальчика из штата Нью-Джерси это задание стало настоящим мучением. Он просто не мог ничего изобрести и уже «предвкушал» свой позор. Отец посоветовал Джону обратить внимание на пылесос. И вот результат: мальчик создал машину для сбора сухих листьев и собачьих экскрементов – уникальную машину, выдающую на-гора брикеты компоста.
В школах Дербишира – английского графства – любовь к корпоративной жизни школьникам прививают с первого класса. Ученики занимаются управлением вымышленного города Грэнджтауна, в котором есть музей, телевидение и банк, магазин и даже радиостанция. Школьники учатся брать интервью и общаться с людьми, делать депозитные вклады, управлять магазином и кафе, то есть, осваивают навыки, необходимые современному работнику. Если говорить о российских учебных заведениях, стоит выделить одну школу в Тюменской области: здесь в школьную программу введен предмет «Биологически обратная связь (БОС)», где с помощью специальной компьютерной программы школьник учится восстанавливать свой организм и правильно дышать.